Учреждение образования

"Осиповичский государственный колледж"






قائمة OGK


____________________________________

مواقع المعلومات






جهات الاتصال

Могилёвская обл, г. Осиповичи, ул.Сташкевича, 29, 213760, Проезд автобусом № 1 до остановки «Школа».
Телефон: +375 2235 56 0 55
Телефон/факс: 58-4-85
E-mail: OGPTK@lc8.by

Государственная регистрация информационного ресурса: регистрационное свидетельство №7141001026 от 10.08.2010 г.

Режим работы: 08:00-17:00
Перерыв на обед: 13:00-14:00

Выходные дни: суббота, воскресенье

عداد الدخول

РЕКОМЕНДАЦИИ КУРАТОРАМ
по работе с учащимися группы

Роль куратора группы колледжа: заключается в создании таких условий, которые помогли бы учащимся найти себя и свое место в ученическом коллективе и в социальной жизни.
  Куратор является организатором деятельности учащихся в группе и координатором воспитательных воздействий.
  Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с преподавателями.

    Функции и обязанности куратора учебной группы следующие:

  •    принимать активное участие в основных делах курируемой группы;
  •    планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с группой;
  •    организовать контроль за учебной работой и успеваемостью учащихся своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с преподавателями колледжа;
  •    систематически обсуждать в группе текущую успеваемость и итоги аттестации учащихся;
  •    проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины, массовых акций, культурно-массовых мероприятий;
  •    знать состояние бытовых условий учащихся, проживающих в общежитиях и на квартирах, проявлять заботу об их улучшении;
  •    поддерживать связи с родителями учащихся.

    Для организации доброжелательных отношений в группе куратору следует:

  •    знать учащихся по именам;
  •    отказаться от подчеркивания успехов одних и неудач других;
  •    отказаться от прямого противопоставления учащихся;
  •    чаще вступать в контакт с замкнутыми, «неинтересными» учащихся, чтобы вызывать к ним интерес группы;
  •    внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности учащихся группы;
  •    определять мотивы поведения, причины каждого отклонения в поведении учащихся.

Рекомендации кураторам по общению с учащимися

Уметь выслушивать учащегося.
  Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
  Проявлять и подтверждать свое доверие к учащемуся, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
  Знать состояние здоровья учащегося, замечать признаки утомляемости.
  На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
  Подход к анализу поведения учащегося не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
  Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на учащегося.
  В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Куратору на заметку

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
  Удалить учащегося из учебного кабинета, отделить его от одногруппников.
  Немедленно поставить в известность администрацию колледжа.
  Срочно вызвать педагога-психолога и/или педагога социального колледжа. Если состояние тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники), необходимо вызвать скорую помощь.
  В случае, когда состояние учащегося может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
  При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
  Нельзя отправлять учащегося домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай.
  Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
  Собеседование с учащимся по этому случаю следует провести после встречи с родителями и педагогом-психологом и/или педагогом социальным колледжа, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.

    Рекомендации куратору по созданию благоприятного психологического климата в учебных группах
  1. Для создания благоприятных межличностных отношений в группе предпочтительно пользоваться следующими правилами поведения: отказаться от личного оценивания способностей одних и неудач других учащихся; отказаться от прямого сопоставления учащихся; не делать замечаний при всей группе, чаще разговаривать один на один, отмечать маленькие успехи у «слабых» и поощрять их; называть всех по именам и добиваться этого в отношениях между учащимися; постоянно подчеркивать, что отношения в группе определяются не только благополучием, но и теми добрыми поступками, которые совершает человек для других; чаще общаться с замкнутыми, «неинтересными» учащимися, чтобы вызвать к ним интерес группы; уважительно относиться ко всем личностным проявлениям учащегося; изучать особенности каждой личности как индивидуально, так и при помощи группового взаимодействия; определять мотивы и причины отклонений в поведении учащегося.
  2. Для того чтобы завышенная самооценка учащихся не стала причиной конфликта личности, потери контактов с группой, озлобленности, необходимо придерживаться следующей тактики общения: сдержанная похвала при успехах, достижениях, параллельно адекватное признание успехов других учащихся в группе; в индивидуальных беседах подведение учащихся к сопоставлению самооценки своего поведения, своих возможностей с оценкой тех, кто его окружает; написание «характеристики на самого себя»; организация взаимопроверок и самопроверок на занятиях; выставление оценки учащемуся преподавателем с последующим комментарием ее группой или учащимися; целесообразен в этом плане опрос по ролям.
  3. Тактика во взаимоотношениях с учащимися с низкой самооценкой может быть следующей: организация отношений с этими учащимися на личном уровне; не допускается сравнение с учащимися группы; сравнение каждого учащегося только с самим собой; стимулировать желание учащегося учиться через сопоставление его успешных ответов (акцентируя на этом внимание) с его менее успешными ответами.

УЧЕНИК ОСКОРБИЛ УЧИТЕЛЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Издревле профессия учителя занимала особенное место в культурах разных народов. Ученики относились к учителям с почитанием и трепетом, признавали значимость авторитета, выказывали уважение к возрасту и опыту. Учителя обладали высоким социальным статусом. Они ценились как основа процветания нации, как ее элита.
  Но времена меняются… В интернете можно встретить ролики, где на замечание учителя ученик реагирует оскорблением или даже отвечает на встречную эмоцию кулаками. Зачастую учитель, если возникают проблемы во взаимоотношениях, один на один, без должной поддержки остается с подростками, которые продолжают нарушать правила, проверять на прочность и самоутверждаться в глазах сверстников.

Ничто так прочно не запоминают ученики,
как ошибки своих учителей
Антон Лигов

Учителя – это живые люди со своими жизненными историями, слабостями, эмоциями. Они не могут всегда быть идеальными и безукоризненными. Безусловно, учительская профессия, как и любая другая, обладает своими рисками, главный из которых – высокая цена ошибок. Зачастую ученики их учителям не прощают.
  Записать на счёт учителя многие ошибки, среди которых есть вещи совершенно к ним не относящиеся, помогают детям их родители. Очень часто, к сожалению, учитель не находит поддержки родителей, которые позволяют себе неуважительно высказываться о педагогах в присутствии детей. Учитель живет в обществе, которое накладывает на него порой невыполнимые обязательства (один «всеобуч» чего стоит!), а взамен транслирует лишь пренебрежение, сдабриваемое популярной фразой: «Во что превратилась сегодня школа?!».

От учителя ожидают, что он достигнет нереальных целей
при помощи неадекватных средств.
И просто чудо, что иногда это ему удается
Хаим Гиннот

Что делать современному педагогу? Как поддерживать свой авторитет? Удерживать свою репутацию, а заодно и престиж профессии, необходимо не только ради сохранения самоуважения, но и ради тех знаний, которые мог бы воспринять ученик. Он слушает только того, кого уважает.
  В Казахстане, например, принят закон «О статусе педагога», который предусматривает денежный штраф за оскорбление. У нас такого закона пока нет. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, как можно педагогу реагировать на оскорбления, агрессию в свой адрес. У некоторых задач не существует идеального решения, но пробовать стоит разные.

    Как реагировать на оскорбления?

  •    Не опускаться до уровня неуважения. Не соскальзывать в ответную агрессию. Соблюдать дистанцию. Смотреть на ситуацию максимально объективно, не позволяя себе «обидеться» и «разозлиться». Сохранить спокойствие и в своем тоне, и в своем внутреннем мире.
  •    Попытаться встать на позицию ученика и озвучить его возможные мотивы: «Ты, кажется, очень устал/переживаешь/злишься?». Здесь важную роль играет и умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, и возможность простить ему его ошибки.
  •    Предложить агрессору мысленно оказаться в другой, осуждаемой позиции. «А как бы ты сам отреагировал на такие слова?», «Как бы ты преподавал географию?»
  •    Переключить внимание с себя на ученика или на проблему, обратившись ко всему классу: «Давайте все вместе подумаем над этим вопросом!», «У кого-нибудь из присутствующих есть идеи по этому поводу?».
  •    Неожиданным и располагающим шагом будет упомянуть о достоинствах и способностях ученика: «Ты же такая взрослая/рассудительная/терпеливая ученица!», «На самом деле, ты наверняка знаешь ответ на этот вопрос», «Не ожидала от такого внимательного человека, таких слов»
  •    Поискать, с чем в словах обидчика можно согласиться. Возможно, в чём-то признавая свою слабость или ошибку, вы проявляете свою силу. «Я согласен с тем, что в программе есть скучные моменты», «Действительно, мы все устали».
  •    Иногда имеет смысл выразить свое несогласие, принципиально не вовлекаясь в дебаты, максимально четко и корректно формулируя свою позицию: «Я с вами не согласен», «Будьте добры, не отвлекайтесь от основной темы».
  •    И, конечно, остается весьма эффективный прием, который, при удачном стечении обстоятельств, может помочь и снизить агрессию, и примирить противоборствующие стороны. Используйте ЮМОР.

Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете,
что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.
Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество,
которое не переходит в количество, а так и остается качеством!
Александр Рыжиков

РЕБЕНОК В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ. КАК ВЕСТИ СЕБЯ УЧИТЕЛЮ?

Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.
  Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.
  Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.
  Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.
  Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.

КАК ГОВОРИТЬ С УЧЕНИКОМ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ?

    Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:

  •    Организуйте пространство для разговора. Найдите возможность и место для того, чтобы пообщаться с ребёнком один на один так, чтобы вас никто не слышал, не отвлекал и не прерывал. Будет лучше, если во время разговора между вами не будет стола. Постарайтесь, чтобы атмосфера располагала к общению и не напоминала урок.
  • Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.
    Учитель: — А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.
    Учитель: — Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).
    Учитель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.

  •    Наладьте контакт. Выберите подходящее время для того, чтобы предложить ребёнку поговорить. Приглашать ребёнка надо лично, в тот момент, когда рядом нет других учеников или учителей. Дайте ученику понять, что вы не собираетесь его ругать, а этот разговор нужен не для того, чтобы его наказать, и при желании он может отказаться.
  • Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!
    Учитель: — Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.
    Учитель: — А кто вас, современных детей, вообще понимает?
    Учитель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.

  •    Подготовьтесь к беседе. Позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени для разговора, а в процессе вас не отвлекали и не занимали другие дела. Ребёнок должен чувствовать, что вы заинтересованы в том, что с ним происходит, и готовы уделить ему всё своё внимание.
  •    Слушайте. Сосредоточьтесь на том, что рассказывает ученик, дайте ему возможность выговориться, не перебивайте. Внимательно следите за рассказом ребёнка, не нужно параллельно вести какие-либо записи. Иногда ребёнку достаточно только того, что вы обратили на его проблему внимание и побыли рядом.
  • Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!
    Учитель: — Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.
    Учитель: — Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.
    Учитель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.

  •    Откажитесь от советов. Сейчас ваша задача – дать возможность ребёнку открыться и выговориться, поделиться своими трудностями. Для этого избегайте критики, нравоучений и нотаций, не повышайте голос и не ругайте ребёнка за его поступки. Постарайтесь взглянуть на ситуацию с его стороны, а не с позиции общепринятых норм и правил.
  • Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!
    Учитель: — Как ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.
    Учитель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться.
    Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?

  •    Покажите, что вы знаете о проблеме. Далеко не всегда ребёнок будет готов рассказать о своих проблемах. Дайте ему понять, что вы видите, что он переживает какие-то трудности, и готовы прийти на помощь. Предложите поделиться своими проблемами с другими взрослыми, при необходимости мотивируйте на обращение к школьному психологу.
  • Ребёнок: — Без меня всем было бы только лучше!
    Учитель: — Так нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.
    Учитель: — Не говори ерунды.
    Учитель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.

    Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.

      * В тексте статьи зачёркнуты варианты ответов, которые не рекомендуется использовать в разговоре с ребёнком, который находится в кризисном состоянии.

    ЧТО ТАКОЕ «БУЛЛИНГ» И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

    Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
      Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.

      Главные компоненты буллинга:

    •    Это агрессивное и негативное поведение.
    •    Оно осуществляется регулярно.
    •    Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
    •    Это поведение является умышленным.

      Существуют следующие виды буллинга:

    1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
    2. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

      Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

    •    вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
    •    невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
    •    запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
    •    изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
    •    вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
    •    повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
    •    школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

    Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.
      Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
      Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

      В ситуации травли всегда есть:

    •    "Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
    •    "Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
    •    "Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
    •    «Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
    •    "Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
    •    "Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

      Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга:

    •    испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
    •    импульсивны и легко приходят в ярость;
    •    часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
    •    не испытывают сочувствия к своим жертвам;
    •    если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
    •    дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
    •    дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

    Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
      "Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.

      Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

    •    физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
    •    особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
    •    особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
    •    плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
    •    страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
    •    отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
    •    особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
    •    низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

    Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.
      В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.
      Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает.
      Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться.
      Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
      Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

      Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

    •    притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
    •    боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, часто опаздывают;
    •    меняется поведение и характер ребенка;
    •    явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;
    •    частые просьбы дать денег, воровство;
    •    снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
    •    постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
    •    молчаливость, нежелание идти на разговор;
    •    суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

    Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
      Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?
      Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
      О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
      Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.

      Признаки буллинга:

    •    кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группке детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять "жертву", как будто все в порядке);
    •    школьные принадлежности ребенка (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
    •    на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, а в классе начинают распространяться смех, шум, помехи, комментарии;
    •    школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
    •    во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учеников, старается находиться недалеко от учителей и взрослых;
    •    на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
    •    ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
    •    признаки насилия на теле или лице у школьника (синяки, ссадины, порезы, бледное или красное лицо);
    •    один из учеников не выбирается другими во время групповых игр, занятий, то есть находиться в изоляции;
    •    младшие школьники боятся зайти в туалет;
    •    дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

      Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:

    1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
    2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
    3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

      В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

    •    Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе
    •    Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно
    •    Оказать поддержку потерпевшему.
    •    Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации
    •    Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы)

    Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:

    •    Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
    •    Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
    •    Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
    •    Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
    •    Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ

    Люди, которые провоцируют конфликты, ведут себя по-разному.
    Мы должны строить стратегию своего поведения в зависимости от типа «конфликтной» личности.

    1. «Неуправляемый» тип.
      •    решите для себя: уклониться от общения или терпеть этого человека;
      •    выявите скрытые причины его поведения;
      •    что бы ни говорилось, сохраняйте спокойствие;
      •    спокойно дайте ему понять, что Вы понимаете истинную причину его поведения и поступков.
    2. «Демонстративный» тип.
      •    подрыв его имиджа – вот самая ужасная перспектива для него;
      •    если предмет конфликта не столь важен для Вас, то лучше уклониться от общения;
      •    в обратном случае, выслушайте его мнение, а затем выскажите свою точку зрения.
    3. «Бесконфликтный» тип.
      •    слова этого типа личности часто расходятся с делом, поэтому стоит дать ему понять, что вы хотите правдивости с его стороны;
      •    акцентируйте внимание на том, что Вас беспокоит не столько его согласие или несогласие с Вашим мнением, сколько его непоследовательность.
    4. «Ригидный» тип.
      •    с такими людьми легко потерять терпение, от них трудно добиваться ответа; будьте терпеливы и Вы поможете ему раскрыться;
      •    дайте ему выговориться, если он делает паузу – не торопите его;
      •    поощряйте и побуждайте человека к продолжению разговора.
    5. «Сверхточный» тип.
      •    при общении с ним постарайтесь быть пунктуальным во всём;
      •    покажите ему, что Вы относитесь к человеку доброжелательно, и готовы выслушать все его предложения;
      •    cоглашайтесь, что Вы иногда сами страдаете от своей непунктуальности.

    Короткие правила профилактики конфликтов

      к усталым относитесь терпеливо,
      к стеснительнымзаботливо,
      к раздражительнымпредупредительно,
      к обидчивымтактично,
      к грубымсдержанно - хладнокровно.

    Удачи в общении!

    ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛЮДЬМИ

    •    Живи под девизом "В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему".
    •    Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимай как временное явление и пытайся изменить их к лучшему.
    •    Если что-то не устраивает в работе, то энергию недовольства направляй на дела, способствующие позитивным переменам, а не на злословие и подстрекательство.
    •    Подмечай достижения в своей работе и чаще хвали себя за них.
    •    Замечай свои успехи в отношениях с окружающими и радуйся достигнутым целям.
    •    В выполняемой работе усматривай прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности. Умонастроение влияет на самочувствие, отношение к работе и окружающим.
    •    Находи источники вдохновения в каждом осуществленном замысле.
    •    Лучше тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, чем на исправление непродуманных действий и ошибок.
    •    Организуй свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие тебя обращения окружающих.
    •    Просьбы, советы, требования, обращенные к кому-либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
    •    "Не пережевывай" в уме случившиеся конфликты или допущенные тобой ошибки. Следует осознать их причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании.
    •    Если возникла проблема или назрел конфликт, решай их своевременно, обдуманно, спокойно.
    •    Не вспоминай на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждай их с коллегами.
    •    Возьми за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые тебе приятны, будь открыт и искренен с ними. С теми же кто неприятен, мягко и незаметно ограничивай общение, оставаясь приветливым и внимательным.
    •    Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, то применяй приемлемую для тебя технику мягкого преодоления напряжения.

    ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯМ ОБЩЕЖИТИЯ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

    1. Общайтесь с подростками в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне без повышения голоса. Это способствует установлению благоприятной атмосферы в общении между взрослыми и учащимися.
    2. Следуйте принципу единства требований. Это делает жизнь учащихся в общежитии более понятной и предсказуемой, создает ощущение безопасности.
    3. Сохраняйте чувство собственного достоинства учащихся – не заостряйте внимание на неудачах, промахах, а также исключите угрозы наказания, накопление компроментирующих сведений, публичных обвинений в чем-либо.
    4. Благодарите или иным способом давайте позитивное внимание к тому поведению, которое вы ожидаете от учащихся. Это поможет закрепить желаемую модель поведения.
    5. Давайте учащимся конкретные и посильные поручения.
    6. Помните: строгость и наказание эффективны тогда, когда применяются из любви и желания добра, а не из обиды или желания отомстить.
    7. Используйте внушение, когда необходимо поддержать подростка (учащийся способен справиться с проблемами; неудачи – обычное явление, они преодолимы; необходимо уметь отделять главное от второстепенного и пр.). Давайте учащимся позитивные и жизнеутверждающие установки.
    8. Используйте убеждение, опираясь на свой опыт и опыт других.
    9. Не бойтесь лишний раз оказать участие и внимание подростку, сказать ему слова благодарности или обратить его внимание на его сильные стороны.
    10. Помните: трудный ребенок – объект для помощи, а не для критики.

    СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕНИИ

    Успех в учении - единственный источник
    внутренних сил ребенка, рождающий энергию для
    преодоления трудностей, желания учиться.

    В.А. Сухомлинский

    Успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
      С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, либо превзошел их.
      С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которой создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и всего коллектива.
      На каждом уроке необходимо создавать ситуации успеха, нацеливать детей на положительный результат. А как же создавать такие ситуации? Алгоритм создания ситуации успеха можно представить в виде следующей таблицы:

    № п/п Название этапа Цель и суть этапа Ключевые фразы
    1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах. - «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»
    - «Контрольная работа легкая, вам весь материал знаком»
    2. Авансирование успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, это дает ребенку верить в свои силы и возможности. - «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
    3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности Помогает ребенку избежать поражения. - « Возможно, лучше начать с…»
    - «Выполняя работу, не забудьте о…»
    4. Внесение мотива Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность. - «Без твоей помощи товарищам не справиться»
    5. Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка в совершаемой деятельности. - «Только ты и мог бы…»
    - «Только тебе я и могу доверить…»
    6. Педагогическое внушение Побуждает к выполнению конкретных действий. - «Так хочется поскорее увидеть…»
    7. Высокая оценка детали Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной его детали. - «Тебе особенно удалось то объяснение…»
    - «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
    - «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»

    Вот такие замечательные фразы, внушают ребенку уверенность в свои силы – это и есть успех, а значит и будет желание учиться.

    Что такое стресс, причины его возникновения

    Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20 - 21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.
      Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

      Признаки стресса

    • Они делятся на три категории:
    •    физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
    •    эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
    •    поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

    Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.
      Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

      Последствия стресса

    • Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:
    •    чувство опустошенности;
    •    депрессия;
    •    шизофрения;
    •    сексуальные расстройства;
    •    неврозы;
    •    физические боли и т.д.

      Профессиональные стрессы

    • Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.
    • Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:
    •    неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
    •    конфликт с начальником или коллегами;
    •    недостаточная квалификация;
    •    чувство перегруженности работой, переутомляемость;
    •    слишком высокая или слишком низкая ответственность;
    •    скука и т.д.
    • Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.
        “Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
        Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения.

      Способы преодоления стресса

    1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).
    2. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).
    3. Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

      Как снять профессиональные стрессы

    • Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.
        Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.
    • Ослабить преподавательский стресс можно, если:
    •    Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
    •    Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
    •    Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
    •    Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
    •    Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

      Правила:

    1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
    2. Вне работы о работе стараться не говорить.
    3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
    4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

      Способы борьбы со стрессом

    •    Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
    •    Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
    •    Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
    •    Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
    •    Лекарственные настои.
    •    Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
    •    Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
    •    Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).