Лекция

 

ТЕМА ПРОГРАММЫ:  «Строительные материалы из древесины»

ТЕМА УРОКА : «Пороки древесины»

Презентация к уроку

Презентация с заданиями

ЦЕЛИ  УРОКА:

Обучающие: обеспечить систематизацию , углубление и закрепление  знаний по видам пороков древесины :

-на уровне представления –различать виды пороков древесины и предпринимаемые меры  для минимализации их последствий , влияющих на качество отделки;

-на уровне понимания- характеризовать  пороки древесины, встречающиеся чаще всего при отделке деревянных поверхностей; анализировать последствия невнимательного отношения к порокам древесины.

Развивающие:

o   аргументировать необходимость для отделочника знания  видов пороков  древесины, развить  навыки систематизации этих  знаний,  логическое мышление через работу с понятиями;

o   способствовать формированию умений предвидеть  возможные последствия не устранения пороков, побудить интерес к  работе самостоятельно и в группах.

         Воспитательные: 

o        формирование качеств личности :

          внимательное отношение к мелочам, аккуратность,    

          самостоятельность, умение работать в звене (коммуникативные

          умения), бережное отношение к материалам, ответственное

          отношение к качеству выполнения подготовительных  работ

         перед отделкой конструкций , усиление познавательного интереса к предмету.

Методическая:

o        Активизация познавательной деятельности учащихся путем

        использования электронных средств обучения; 

o        Определение эффективности использования интерактивной

         формы изучения и закрепления нового материала с применением

        специальных трехцветных карточек .

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

o   Изучение и первичное закрепление новых знаний

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

o    Словесный ;

o    Наглядный;

o    Видеометод;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

o   технология строительного производства (сучки и трещины на деревянных конструкциях, подготовительные работы перед отделкой деревянных конструкций);

o   физика (свойства материалов);

o   русский язык (умение пользоваться словарем для определения

          понятий);

o   биология (грибы, насекомые).

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

o   Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, стенды,;

o   Коллекция образцов разных пород дерева с дефектами;

o   Слайдовая презентация урока , в т.ч. мини-кроссворд для закрепления знаний (Приложение 1);

o   Раздаточные материалы на бумажных носителях:

- карточки-задания для самостоятельной работы в звеньях   

  (Приложение 2) ;

- таблица для выполнения домашнего задания (Приложение 3)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Пороки древесины, сучки, выпадающие сучки,  трещины, свилеватость, двойная сердцевина, смоляные кармашки, гниль, червоточина, последствия.

                                 

ХОД УРОКА

1.     ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ  СЛАЙД №1

1.1   Приветствие.

П:Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости.

1.2   Определение отсутствующих.

П:Все учащиеся на местах за исключением…….

Можно приступать к работе.

1.3   Этапы урока   СЛАЙД №2

П: Мы сегодня :

-повторим тему предыдущего урока,

- затем мы изучим новую тему

- и ,работая в звеньях по три человека, закрепим наши знания.

Договорились?!!

1.4   Мотивация.

      П:Ребята, обратите внимание на пакет дидактических материалов, который лежит перед вами.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

ОТВЕТ: О пороках древесины.

       П: Правильно, ведь мы с вами продолжаем знакомиться со строительными материалами из древесины.

             А оценивать вашу активность на уроке мы с вами будем при помощи вот этих небольших ячеек от сот (показывает фишки).Кто хорошо потрудится, как пчелка, соберет  побольше ячеек и выстроит соты. Конечной нашей целью будет определить главного знатока пороков.

Договорились?!

1.5   Объявление новой темы и целей урока.

П: -Итак, тема нашего урока «ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ» СЛАЙД №3

    - Ребята, а как вы думаете ,что такое порок ? Хорошо это или плохо?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

П : -Конечно, это плохо.

-Вот, когда отделочник плохо выполнит свою работу ,мы знаем,  появляются дефекты.

-Это тоже очень плохо.

-Как же нам с вами отличить ,что такое дефект, а что такое порок?

-Мы с вами всегда можем обратиться к толковому словарю.

-Я попросила уч.………… заглянуть во всемирно известный

«Словарь русского языка»  выдающегося  языковеда Сергея Ивановича  Ожегова и помочь нам определиться  с понятиями.

УЧАЩИЙСЯ ЗАЧИТЫВАЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

П: Спасибо, ….!

- А мы с вами давайте сделаем вывод, что знакомится мы сегодня будем с пороками, т.е с чем?

ОТВЕТ : с отклонениями в древесине, которые созданы природой .

А скажите мне, пожалуйста, зачем отделочнику необходимо знать про пороки древесины, он же не столяр?

ОТВЕТ: чтобы при подготовке древесины под отделку опасные пороки не оставить.

П: А вот теперь, зная название новой темы, давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

УЧАЩИЕСЯ ОЗВУЧИВАЮТ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

П: Итак, обобщив все услышанное нами,  сформулируем цели нашего урока:     СЛАЙД №4

- научиться различать основные виды пороков древесины;

- знать меры, которые необходимо предпринять, чтобы эти пороки не мешали отделке древесины.

2.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

       П:  Но, прежде, чем мы познакомимся с новой темой,

давайте посмотрим на образцы, с которыми мы уже работали, и вспомним:

-Какой из видов разрезов  представлен на образцах?

ОТВЕТ: продольный

- Как мы это определили?

ОТВЕТ :на нем видны линии, а не кольца и не дуги

-А еще какие виды разрезов мы знаем?

ОТВЕТ: торцевой (поперечный) и тангенциальный

-Что это за линии мы видим на образцах?

ОТВЕТ: годовые кольца

- У всех пород они хорошо просматриваются?

ОТВЕТ: не у всех, лучше всего у хвойных.

-Чем еще древесина хвойных пород отличается от древесины лиственных пород?

ОТВЕТ: наличием смолы

-Что входит в понятие «текстура древесины»?

ОТВЕТ: цвет на срезе и расположение линий

П: Вспомнили, да? Молодцы!

3.УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

3.1Изложение нового материала

П: Итак, мы выяснили, что порок древесины –это отклонения от её нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждения.   

                                                                                                    СЛАЙД №5

Давайте познакомимся с основными пороками древесины. СЛАЙД №6

П: Ребята, обратите внимание, что пороки на экране обозначены разным цветом.

Красным- пороки, знакомые  нам по темам спецтехнологии, когда мы знакомились с подготовкой деревянных поверхностей под отделку.

Зеленым- порок, который для отделочника не страшен, а если покрыть древесину лаком, то даже, наоборот, подчеркнет ее декоративность.

Ребята, кто мне ответит ,что такое лак?

ОТВЕТ: лак-это раствор смол или битумов в летучих растворителях.

П:Посмотрите,как отделочник, используя  разный лак может имитировать различные породы дерева (показывает образцы)

П: А вот черным обозначены очень опасные пороки. И ,если отделочник отнесется к ним без должного внимания, вся его работа будет напрасной.

Как вы думаете, почему?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

    П: Давайте поподробнее познакомимся с каждым пороком :

1)    Сучки – самый распространенный порок (КРАСН)  СЛАЙД №7

       Уч. …………  подготовил нам информацию, какие бывают

        разновидности сучков.

УЧАЩИЙСЯ ЗАЧИТЫВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О ВИДАХ СУЧКОВ И О ТОМ КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУНА ЭКРАНЕ ИДЕТ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛАЙДАМИ:

-здоровый светлый сучок СЛАЙД №8

-темный здоровый сучок СЛАЙД №9

-гнилой сучок                 СЛАЙД №10

-табачный сучок               СЛАЙД №11

-выпадающий сучок           СЛАЙД №12

-высверливание и заделка сучка СЛАЙД №13

П: Спасибо….., молодец, хорошо подготовился.

А вы ,ребята, посмотрите ,что происходит, когда сучок выпадет (раздает образцы деревяшек с выпавшим сучком)

А мы продолжим знакомиться с пороками:

2) знакомые нам трещины (КРАСН,ЦВЕТ) СЛАЙД №14

3) свилеватость, разновидность косослоя, не опасный порок (ЗЕЛ)

    отделочник использует эту особенность   СЛАЙДЫ №№15,16

4)двойная сердцевина, не опасна, (ЗЕЛ)

если не использована средняя часть СЛАЙД №17

5  смоляной кармашек (ЧЕРН) СЛАЙД №18

6) гниль, вызванная грибами (ЧЕРН) СЛАЙД №19

7) червоточина(ЧЕРН)  СЛАЙД №20

3.2 Осмысливание нового материала

П: Вот мы и познакомились с основными  пороками древесины, как вы думаете, какие мы можем сделать выводы?

УЧАЩИЕСЯ ОТВЕЧАЮТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПОМОГАЕТ С ФОРМУЛИРОВКОЙ ВЫВОДОВ:

o   Пороки нужно уметь определять

o   Опасные пороки нужно устранять.

3.3 Закрепление изложенного материала

П: Посмотрите на экран, там как в «Поле чудес» будут спрятаны названия 3-х пороков, с которыми отделочник будет встречаться постоянно. А мы с вами вместе постараемся правильно открыть ячейки.

СЛАЙДЫ №№ 21,22,23

-сучки

-трещины

-червоточины

П: А теперь давайте объединимся в звенья по три человека.

Кто мне ответит , вспомнив спецтехнологию, звенья на стройке объединяются во что?

ОТВЕТ: в бригады

П: Молодцы! Теперь каждое звено возьмет карточки с красной, голубой и зеленой полосками.

Задание для звена:

1)    На карточке с голубой полосой вы видите название порока.

     Здесь вы должны написать, чем вызван этот порок.

2)    На карточке с красной полосой, вы должны написать, какая нас ждет проблема, если этот порок не устранить

3)    На карточке с зеленой полосой вы должны написать, что необходимо предпринять, чтобы устранить проблему (ничего не предпринимать, место порока заменить небольшой вставкой из качественной древесины, полностью заменить элемент или деталь)

4)    Затем на карточках нужно написать свои фамилии.

Звено, которому не достались карточки с цветными полосками, будет звеном ЭКСПЕРТОВ.

Эксперты проверят выполненное задание у тех, кто справится быстрее, и озвучат нам результаты.

Те, кто не успеет справиться с заданием, может взять карточки домой , заполнить их ,а на следующем уроке сдать мне.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

4.1 Анализ выставленных отметок за урок

4.2 Анализ работы группы на уроке

4.3 Рефлексия

 -Что нового вы узнали на уроке?

 - Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

 - Вам понравился урок?

П: Я тоже сегодня с вами с удовольствием поработала

5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ   СЛАЙД №24

   П: В пакете дидактических материалов у нас осталась карточка с таблицей,

в которой мы видим название порока и  эскиз порока.

Вам необходимо дома завершить заполнение таблицы и аккуратно вклеить ее в свой конспект. После чего конспекты я соберу на проверку на следующем уроке.

Презентация к уроку

Презентация с заданиями